Тест-драйвы

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

40Views

В танке Т-80 особенно практически всё: газодизельный движок, расход горючего, скорость, отсутствие жёсткой механической связи меж мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на пространство механика-водителя, а вот ненамеренно заглохнуть здесь просто нереально. И это тоже особенно. И то, что 1-ый приметный “боевой” опыт эти танки получили лишь во время обстрела ими же строения Верховного Совета Русской Федерации с народными депутатами снутри, тоже любопытно.  

 

А ну-ка стремительно!

Чтоб там ни гласили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Поточнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и иными средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночкой и иным увлекательным штукам. Но задачка у неё одна: убить как можно больше остальных таковых же пушек и людей снутри их.

Потому от всякого новейшего танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники остальных государств. Наши танки должны быть в состоянии угробить хоть какой танк НАТО, а хоть какой танк НАТО — размолотить наш танк. Потому нередко основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже потом — защите. С Т-80 вышло несколько по другому: от него сначала добивались… скорость!

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

С 1969 по 1980 год главным танком Русской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если сначала 70-х это было обычным, то к началу 80-х таковая скорость оказалась уже очень низкой. И это невзирая на то, что дизель  5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам довольно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Прирастить скорость можно было лишь одним методом — изобретать принципно новейший мотор. Беря во внимание среднюю массу танков такового типа в 40 тонн, новейший движок был должен быть сильнее предшествующего на весьма благопристойную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе выстроили опытнейший “объект 278” — машинку с газотурбинным движком ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но система оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

За длительное время до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) русским конструкторам пришла в голову просто неописуемая мысль поставить в танк движок от вертолёта. Нет, ну а что: здесь и не плохая мощность, и надёжность… Таковой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Да и это волшебство техники надежд не оправдало: оно очень очень тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало очень много горючего, а места для экипажа фактически не осталось совсем. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости практически до 60 км/ч (а это было весьма неплохим показателем), танк придётся переделывать стопроцентно: не управлялись коробка и ходовая часть. Волей-неволей (поточнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципно новейшего танка. Но непременно — с газотурбинным движком.

Разработка и тесты новейшего танка затянулись на семь лет, и готов он был лишь к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и вышло, что танк стал резвее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё напротив

К чему на данный момент стремятся фактически все автопроизводители? Не считая получения прибыли, естественно же? Да, все желают сделать машинку, которая снутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка таковой мысли не было.

Снаружи танк и взаправду вышел огромным: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Снутри всё обстоит по другому.

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Самое колоритное воспоминание от Т-80 — это невозможность в нём оборотиться. Как тут вести войну — совершенно не понятно. #тестдрайв #танк #военнаятехника

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 6 Мар 2019 в 11:49 PST

До этого чем лезть на пространство мехвода (к слову, из башни я туда так и не сумел пролезть), поглядим, почему здесь всё так обидно.

Во-1-х, газотурбинный движок оказался достаточно массивной штукой.  Два независящих турбокомпрессора и силовая турбина наращивают его размер и занимают много места. Ну, а не считая того — расход горючего. Он просто огромный — 150 л. в час. А это означает, что с собой необходимо возить большенный припас горючего. И в Т-80 спрятано целых 13 баков! Поточнее, спрятано восемь — они стоят снутри. А ещё 5 — на полках над гусеницах. И вот эти 5 баков сжирают много внутреннего места. Оно и понятно: их объём — 1 140 л..

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

К слову, ГТД может работать и на реактивных топливах ТС-1 и ТС-2, и на солярке, и даже на бензине (правда, низкооктановом).

В целом сборка для танка обычная. Корпус имеет три зоны. В фронтальной размещается отделение управления с местом механика-водителя, боевое отделение с местами командира и наводчика занимает среднюю часть, а в задней части размещено моторно-трансмиссионное отделение. Направьте внимание: здесь в экипаже лишь три человека, а не четыре, как это было в Т-62, чей тест-драйв мы не так давно публиковали. Куда разделяй четвёртого и как там соображают на троих? Здесь всё просто: в Т-80 уже пропала необходимость в заряжающем. На танке стоит 125-миллимет­ровая гладкоствольная пушка 2А46-1 с автоматом заряжения. Крайний достался от танка Т-64БВ. По мере необходимости пушку можно зарядить и вручную, хотя развернуться со снарядом в башне будет проблематично: просторнее от отсутствия заряжающего не сделалось.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В башне посиживают два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, потому их места оборудованы перископами, а пространство наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером.

Не считая того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из собственного лючка.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

До этого чем попробовать просочиться на пространство мехвода, поглядим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

И 1-ое, что мы лицезреем — непонятные резиновые накладки на гусеницах. Для чего же танку таковой наряд Наташи Ростовой на первом балу? Очевидно не для красы. По сути этот резиновый обвес не совершенно резиновый и не совершенно обвес. Это  — противокумулятивные щитки. А изготовлены они из армированной резины с броневыми плитами. Работает эта штука просто: кумулятивный снаряд, парящий в танк, подрывается о этот щит, опосля чего же до брони борта и коробки главный заряд уже не достаёт. А ещё в этих щитках есть прорези, по которым, как по подножке, можно просто забраться на броню. В конце концов, это просто прекрасно.

Сейчас поглядим на танк сзаду. К корме танка прикреплено обыденное бревно, окрашенное в неунывающий армейский зелёный цвет. Для чего танку это полено? Хоть какой образованный человек понимает, что это не полено, а особое “оборудование для самовытаскивания”. В это оборудование входят трос (и не попросту трос, а некий царь-трос) и набор креплений. Если танк увязнет, бревно крепится к гусеницам, опосля чего же он на теоретическом уровне может выкарабкаться из грязищи.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Ещё внимание завлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — набор оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до 5 метров, хотя военные почему-либо это именуют бродом. Для этого нужно установить набор, который по большенному счёту нужен лишь для забора воздуха. А воздух здесь  — это вопросец жизни и погибели.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Есть у янки таковой танк — M1 Abrams. Миролюбивые бойцы с его помощью распространяли демократию практически по всему миру. К примеру, в Персидском заливе. В главном он там вел войну с иракскими Т-55 и Т-72, причём с крайними — с трудом. Итак вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор весьма и весьма стремительно. А пока ГТД был ещё живой, южноамериканским военным приходилось повсевременно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В конечном итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли.

А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха изготовлена совершенно по другому. Во-1-х, здесь стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И лишь опосля него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высочайшего давления. Во-2-х, пыль отсасывается 2-мя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот вариант, если пыль либо песок всё-таки попадут в мотор. Поточнее, две — система сдува пыли и система вибрационной чистки. 1-ая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а 2-ая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в этом случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура здесь поднимается далековато за 1 000 С.

А где же тормоз?

Ну, а сейчас самое увлекательное: как на этом танке ездить? А ездить на нём проще, чем попасть за рычаги. Я просто не сумел проползти из башки под казённой частью пушки на пространство водителя. Выручил лючок. Узенький, тесноватый, весьма неловкий, но хоть некий… Правда, его поначалу нужно открыть, а сделать это можно лишь изнутри. Потому наиболее малогабаритному человеку пришлось лезть вовнутрь и крутить ручку, похожую на ручку старой мясорубки. Лючок поднимается выше, потом на оси поворачивается в сторону. Отбросить его недозволено.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Сиденье водителя смотрится некрасиво.  Но мы же в танке, здесь мелочей не бывает… Потому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от вероятного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. К слову, такую же функцию несут внутри себя и топливные баки, установленные снутри корпуса.

Итак, вот оно — пространство водителя. Обзор тут лучше, чем в Т-62, ну и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно практически ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Попробуем соединять практику с теорией. И начнём с того, что хотя  педали три, это не совершенно обычные нам сцепление, тормоз и газ. Здесь всё труднее.

Традиционного сцепления здесь нет совершенно. Бортовых планетарных коробок передач совершенно две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, в особенности на нижних передачах.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения вольной турбины за счёт конфигурации угла поворотных лопаток в проточной части мотора перед её рабочим колесом. Вольная турбина через редуктор соединена с коробкой. Эту педаль используем и как сцепление, чтоб включить передачу, и с её же помощью тормозим движком. До этого чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль нужно выжить. Лопатки РСА встают в таковой угол, при котором турбина перебегает в режим нулевой мощности. К слову, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стенку.

Так, отпускаем педаль и  удивляемся. Танк движется не сходу, а с маленький задержкой. Отчего она возникает — я буквально сказать не могу. Зато позже…

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Разгон у танка весьма быстрый! А по сопоставлению с дизельным — и не таковой гулкий. Если слушать танк, встав сзади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с остальных сторон и даже снутри громче всего слышны крики турбин.

И ещё одна изюминка — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дурачься не нужно. А вот осознавать, как они работают, просто непременно.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Со стороны метод кажется сложным. Если рычаг потянуть не очень, то передача с этого борта просто выключится. Тянем далее — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого не много, тянем ещё. Сейчас бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит весьма плавненько. Так, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть лишь на первой передаче. Ну, либо задней. К слову, всего фронтальных передач четыре, задняя — одна.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Так же, как и Т-62, Т-80 веселит весьма плавным ходом. Здесь стоит схожая персональная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами обоестороннего деяния. А вприбавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только лишь обеспечивают нежданный от танка удобство, но ещё и не так очень гремят.

Ложки дёгтя

Мы не стали говорить про некие мелочи, которые делают Т-80 ещё круче. К примеру, про то, что выброс у него отведён как можно далее от моторно-трансмиссионного отсека, чтоб обезопасить механику от самонаводящейся ракеты (она летит на тепло). Что набор оборудования подводного вождения танка размещен таковым образом, чтоб добавочно защищать собой всё этот же движок. Промолчали о том, что в Т-80 есть система защиты от орудия массового поражения и даже система самоокапывания, при помощи которой танк может сам стремительно окопаться. Дифирамбов ему напели много, в особенности на данный момент, когда хвалить русскую технику сделалось весьма стильно. Давайте лучше побеседуем о недочетах.

А недочет у него на самом деле один — тот мотор ГТД-1250. У него есть по последней мере четыре слабеньких места.

Во-1-х, его нереально отремонтировать в полевых критериях. И не в полевых обычно тоже — проще поменять. Очень уж он сложен.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

Во-2-х, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха (до 4 кг/с), что как его не очищай, пыль вовнутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается довольно стремительно. Приплюсуем сюда 1-ый недочет и обидно вздохнём. Правда, турбину можно поменять раздельно.

В-3-х, этот мотор страшенно дорогой в производстве. За его стоимость можно приобрести десяток дизелей.

И, в конце концов, крайнее. Огромный расход горючего очень уменьшает припас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 км, а у такого же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, наибольшая скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

Всё это привело к тому, что Т-80 так и остался единственным массовым танком с ГТД. Наиболее поздний Т-90 — дизельный (хотя это всего только модернизация Т-72Б, танка с практически сорокалетней историей),  “Армата”, глохнущая на параде, тоже веселит дизельным мотором и неимоверной закупочной ценой (именуют числа от 300 до 500 миллионов рублей). Так что, может, и Т-80 был не так плох.

Вон, расстрелять Белоснежный дом он всё-таки сумел…

Поделиться :

Добавить комментарий

Adblock
detector