Оформление

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

29Views

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне  стало интересно, в чем тут подвох.

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  • Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  • Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.
  • В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

    Что делать?

    Если инспектор решил устроить вам полную проверку,  можно создать инспектору некоторые сложности:

  • Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  • После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  • Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.
  • Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

    Заключение

    В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  • Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  • Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  • Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  • Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  • Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.
  • Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

    Поделиться :

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector