База знаний

Санкт-Петербург – Финляндия – Норвегия: отчет о путешествии на машине

22Views

Отчет о авто путешествии и увлекательных местах Финляндии и Норвегии.

Предыстория

В летнюю пору прошедшего 2016 года в конце концов-то совпали денежные и другие способности для воплощения давнешней мечты — задумки о поездке на архипелаг Шпицберген. Билеты по маршруту «Тромсё – Лонгйир» куплены на 28 июня, а вот вопросец о том, как попасть в северный норвежский Париж, оставался открытым. Дело в том, что лететь из Питера в Тромсё и недешево, и очень неловко: пересадки, стыковки и остальные заморочки. Мы решили скооперировать приятное с нужным и доехать до искомого аэропорта на машине. 25 июня — в дорогу!

Начало первого денька, документы, граница

Жителям Санкт-Петербурга на данный момент без заморочек дают визу на два года (если не впервой, естественно). Остальное все полностью разумеется: мед страховка + Green Card + страховка на тс, неотклонимая для заезда в страны ЕС. Последнюю без заморочек можно сделать по дороге (предложение даже превосходит спрос), но лучше оформить заблаговременно, чтоб быть размеренным, тем наиболее что стоимость на страховку кара фиксированная. Для Тигуана (Фольксваген) тогда это стоило 2 500 рублей на две недельки.

Для нашего маршрута хорошим было пересечение границы на переходе Светогорск – Иматра. Крайняя заправка на местности Рф является неотклонимой в плане заполнения бака до полного. Уж больно разнятся цены на бензин у нас и в сопредельных западных государствах. Замечу, что в канистру при имеющейся норме в 10 л. заливается обычно 15-20 л.. Риск есть, но для коммерции этого мало, так что никто, обычно, на это не глядит.

То же самое можно сказать и про магазин Duty-Free: по финским правилам алкоголь там не следует брать и ввозить в страну, если вы предполагаете находиться в Финляндии наименее 72 часов. Но на практике финские таможенники закрывают на это глаза, и изредка когда детально все инспектируют. При всем этом на вопросец о целе поездки и сроке пребывания следует отвечать честно, потому что на теоретическом уровне они могут проверить факт вашего бронирования в кемпинге, гостинице и т.д. Если информация не будет достоверной, то последующую визу в Финляндию можно и не получить.

Понятно, что алкоголь покупается в согласовании с нормами ввоза, а не ящиками. То же самое можно сказать и про продукты: колбаска, сыр, яичка, йогурты и бутерброды в дорогу берите в разумных количествах, это ни у кого не вызовет вопросцев, в особенности если они упакованы в ранце либо в мини-холодильнике.

Итак, граница. Правила ординарны: на выезде из Рф следуешь очень понятным знакам и светофорам, документы подаются в окошко пропускного пт в порядке очереди, шофер идет 1-ый плюс два пассажира (в нашем случае), потом осмотр машинки — верхний багажник лучше тоже открыть заблаговременно. Шлагбаум поднимается, и вперед — через магазин беспошлинной торговли и нейтральную полосу к жестоким финским парням в форме. Грозные в этом случае не для красноватого словца — на финской границе не стоит вести себя вызывающе, шутить и т.д. На все вопросцы отвечать верно и ясно, при недостающем знании британского расслабленно гласить на российском. При заезде в Финляндию документы инспектируют обычно в здании погранично-таможенного терминала, на входе и на выходе из которого есть туалеты, если что…

К слову, информацию о транспортной «напряженности» на русско-финской границе можно выяснить в разных веб-сервисах, к примеру, тут.

Денек 1-ый. Перегон Иматра – Рануа.

Но вот пограничные формальности сзади, и «воспринимай нас, Суоми-кросотка, в колье прозрачных озер». Колье начинается фактически сходу, ведь через 7 км от границы находится Иматра, расположенная на берегах большенный Саймы, ну и дальше дорога проходит отчасти по разветвленной Сайменской системе озер.

У нас стояла задачка проехать в 1-ый денек как можно больше, но, в принципе, можно заехать в Иматру. Увлекателен не сам город, а водоскат Imatrankoski — представление сброса воды на плотине, построенной на месте природного водопада. Казалось бы, 20-минутное шоу, но это стоит того: практически «бурлящие» от мощности напора потоки воды, брызги, радуга, музыка от традиционного Сибелиуса до пронзительного дамского вокала современных рокеров Nightwish. Небольшой аспект: представления проходят строго по расписанию. Вот лишь последующим в летнюю пору, как досадно бы это не звучало, Imatrankoski «уходит в отпуск» в связи с ремонтными работами на гидроэлектростанции.

Дороги в Финляндии фактически не имеют недочетов, не считая 1-го – монотонности, что при далеких перегонах может очень утомлять. Высокоскоростной режим в этом направлении — 80 и 100 км/ч, 120 км/час — это больше на высокоскоростных трассах в областях поближе к Хельсинки. Превышение на 10 км, честно говоря, обыденное дело, но наглеть не стоит, потому что на дорогах висят видео- и камеры, о чем вас проинформирует соответственный желтоватый символ. Штрафы в Финляндии за лихачество весьма не человечные, так что тише (по правилам) едешь — будешь и далее, и богаче.

Вдоль дороги калейдоскопом изменяются картины мастеров-пейзажистов: сосны, ели, болота, озера и напротив. Через определенные промежутки вдоль дороги оборудованы парковки со столами-лавочками либо даже беседками для краткосрочного отдыха. Обычно на берегу озера-речки, пореже — просто в лесу. Тормознули, девченка — влево, мальчишки — вправо, размяли ноги, перекусили, заодно полюбовались роскошными видами:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Панорама в Финляндии

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Прекрасное и незапятнанное озеро в Финляндии

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

По озерам плавают такие лодочки

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

В маленьком лесу можно отыскать различные грибы

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

А это уже маленькая речушка

К слову, взяли в поездку с собой газовую горелку Jetboil, привезенную другом из США. Она оказалась на порядок функциональнее применяемых ранее. Кандидатура таковым остановкам на природе — заправки и гипермаркеты. Магазины обычно размещены не прямо у дороги, а чуток в стороне, у городков и поселков. Потому мы выбирали заправки и, обычно, сети АВС. Там постоянно находится магазин с демократичными ценами и все другие красоты цивилизации.

К слову, когда покажется необходимость в горючем, нужно подразумевать, что наши карты на автоматических заправках не читаются. Так что лучше заправляться на обыденных АЗС, то бишь АВС, хотя и там оплата автоматизирована.

Расход горючего по трассе был в среднем 9 л. 95-ого на 100 км, благодаря финским дорогам и режиму круиз-контроля. Чем далее на север, тем пореже будут встречаться такие очаги культуры, этот момент необходимо учесть. Достаточно тупо «обсохнуть» посреди бескрайних просторов арктической Финляндии.

Меж тем скальный монументализм и величие корабельных сосен равномерно сменились на россыпи валунов и миниатюризм северной растительности: мы приближались к Лапландии. Дело было вечерком, созодать было… Было что, а конкретно — отыскать ночлег. Нашей ошибкой была соответствующая для государственной ментальности надежда на «авось», ведь мы не озаботились сиим вопросцем заблаговременно. В летнюю пору же в финских кемпингах проблематично тормознуть без подготовительного бронирования: во-первых, в Финляндии отлично развит внутренний туризм, и финны из одних регионов страны движутся в остальные, во-вторых, на выходные и празднички (а это могут быть местечковые музыкальные, спортивные и байкерские мероприятия) весь кемпинг выкупается устроителями и участниками, ну и, в-третьих, в фаворитных туристских местах в сезон хватает и европейцев всех мастей. А RanuaZooCamping, куда мы прибыли, как раз и относится к пользующимся популярностью, потому что находится, соответственно, при зоопарке Рануа — одной из самых раскрученных достопримечательностей этого края. Но нам подфартило — и ресепшн работал (обычно в кемпингах они запираются достаточно рано), и места были. Нам предложили два варианта размещения — пространство под палатку и коттедж. За палатку просили 13€ плюс еще по 2€ с человека, а домик бы обошелся в 40€. Палатки и спальники у нас были, так что мы склонились к экономной ночевке.

Для тех, кто путешествует по Европе с остановкой в кемпингах нередко и много, стоит заблаговременно разглядеть возможность покупки карточки Camping Key Europe, дающей скидку в 2-3€ с базисного тарифа, страховку от злосчастных случаев и различные остальные призы (подробнее читайте по ссылке). Стоит она 16€ за год, для нас это было неактуально.

Как и во всех финских кемпингах, в наличии — пространство для барбекю и оборудование, кухня с минимумом посуды, души-туалеты. Нежданная приятность — общедоступная сауна (в большинстве кемпингов сауна арендуется по времени за отдельную плату). При этом в 22.00 сауну отключают, но не закрывают, то еще есть час полностью можно нагреваться и даже попариться свежесрезанным вблизи веником, нужно лишь позже прибрать за собой во избежание приреканий. Фото кемпинга уже с утра, вечерком было не до фотосессий:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Барбекю и кемпинг — романтика!

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Подкрепляемся перед предстоящим путешествием

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Посидели на квадроциклах

1-ый раз узрел «парковку» для собак — вольеры, где гости зоопарка могут бросить собственных питомцев:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Снутри можно бросить вашего любимца

Денек 2-ой. Утро в зоопарке.

С 10 утра начинает работу зоопарк, билеты за 16€, и вперед по древесным мосткам на встречу с красивым — миром местной фауны. Дорожка протяженностью в 3 км проходит мимо, рядом и над необъятными лесными участками, где и содержатся животные и птицы. «Целующиеся» совы, кормление бурых и белоснежных мишек, росомаха со железным взором монстра из «Людей Х», милое похрюкивание кабана-гиганта, вертишейка полярная сова и постоянно грациозные лебеди.

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Совы либо филины?

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Шейка поворачивается на 360 градусов

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Водные жители

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Очередной обитатель зоопарка

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Такие там достойные внимания кабаны

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

А вот медведи полностью обыденные

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Белоснежный полярный решил подкрепиться морковкой

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

И хорошо позирует на камеру

Вот такие местности у тех жителей:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

А тут один белоснежный медведь пришел поболтать к девице из сувенирной лавки:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Нам все весьма понравилось, единственное, что неприятно поразило — брюзжание наших сограждан: «дескать, лохотрон, половины животных не видно, и за такие средства…». А по мне так в этом и состоит неповторимое очарование этого места. Каждое звериное находится фактически в естественной среде обитания, может отдохнуть от раздражающего внимания гостей при желании, ну и для крайних таковая ситуация как некоторый квест: узреешь — не узреешь. А вот глядеть на гордое звериное в обыкновенной зоопарковской «коммуналке» неприятно. Скандинавские же зоопарки в этом плане безупречны, и зоопарк Рануа — один из наилучших! Пройдитесь по нему в 3D-панораме и удостоверьтесь.

Что еще типично для финнов, так это комплексность подхода ко всем проектам. Рядом с суровыми полярными звериными находится что-то типа фермерской площадки с козами, барашками и смешными свинками с влажными пятачками, которых можно погладить и покормить. Тут же детская площадка для самых малеханьких, также фирменный магазин компании Fazer (самые дешевенькие конфеты – 10,2€ за кг). Предлагаются прогулки по окрестностям — пешие и на квадроциклах.

Денек 2-ой. Путешествие в сказку посреди денька.

Наша «прогулка» длится в северном направлении. С юга Лапландии необходимо преодолеть 80 км в сторону столицы этого финского края — городка Рованиеми. Потом еще 7 км от него (трасса E75), и мы попадаем в сказку, деревню Санты — Santa’s village. Тут, фактически, и находится резиденция Санта-Клауса (он же Дед Мороз, он же Йоулупукки):

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Снутри тебя встречают эльфы, которые под рождественский гул колокольчиков ведут вас по ледяному тоннелю на встречу с боссом. Садишься рядом с ним, он улыбается, чуть-чуть дискутирует с посетителями, в это время вас снимают. Самим фотографировать там недозволено, фото и видеофрагмент встречи можно приобрести на выходе. Малая хитрость: Санта время от времени выходит «перекурить», в это время можно сфотографироваться за его столом безвозмездно.

На местности деревни находится фирменное почтовое отделение Санты. Почтовые гномы посодействуют для вас выслать яркую открытку в всякую точку мира, желаете — немедля, желаете — конкретно к Новенькому году.

Через деревню проходит белоснежная линия с координатами Arctic Circle (Северного Полярного круга) — 66°32′35″. По сути эта параллель является условно-принятой, ведь положение Полярного круга не статично. Но все равно прикольно, туристы даже группами прыгают через линию. Можно специальную грамоту приобрести со свидетельством о совершении перехода.

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Есть там еще аттракционы Санта Парка с платным входом, и куча разных лавочек и магазинчиков с сувенирами, продуктами, одежкой и различной рождественско-новогодней атрибутикой. Совершенно, если большая часть достопримечательностей в Финляндии или совсем бесплатны, или имеют полностью адекватные цены и в любом случае носят некоторый «камерный» нрав, то тут дело верно поставлено на коммерческий поток, и от этого притча чуть-чуть ретушируется… С иной стороны, если б я побывал тут в детстве, это было бы то самое воспоминание на всю жизнь, а трудности товарно-валютных отношений в детстве не очень тревожут. К тому же при покупках от 40€ стоит оформить tax free, тогда и часть потраченной суммы (зависимо от вида продуктов от 10 до 16%) можно будет возвратить при заезде назад в Россию.

Денек 2-ой. Вечер на границе.

Но нам уже нужно торопиться — денек идет к окончанию. Хотя сейчас мы попрощались с ночкой и вступили в королевство полярного денька, но, если честно, в академически ночное время все-таки стемнело. Опосля столицы Лапландии местность совершенно опустела. Лишь на заправках можно повстречать местных обитателей, которые приезжают туда, как в клуб: пообщаться, приобрести продукты и инвентарь, посидеть за игровыми автоматами, очень пользующимися популярностью тут, и, что феноминально, внушительно испить. Как они позже домой добираются?

А на дорогах встречаются лишь олени:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Время от времени олени начинали бежать вдоль обочины рядом с машинкой. Не самое удобное чувство — они могут нежданно перебежать дорогу перед машинкой. Машин совершенно не страшатся, можно встать в метре, а вот стоит стекло опустить либо выйти, так сходу удирают.

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Дорога Е8 местами фактически прижимается к реке Muoniojoki, протекающей по границе Финляндии и Швеции. Тут нам пришлось кемпинг выискать, поездить-побродить, тормознули в Harrinivan Hotels & Safaris (он же Harrinivan Lomakeskus, GPS: N 67º 56’ 00” E 23º 39’ 27”) недалеко от городка Muonio. Тут мы сняли домик за 30€, российские в этом кемпинге — не нередкие гости, их отсутствие возместят подвыпившие, но дружелюбные финны.

В кемпинге есть баня с подогреваемым чаном с водой на берегу реки. К слову, белье для постели и полотенца лучше возить с собой, обычно набор стоит 5, а здесь уже 8€. На заезде в кемпинг размещен Арктический Ездовой Центр, позиционирующийся как наикрупнейшая северная хаски-ферма:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Практически в 20 минутках ходьбы находится гипермаркет, а в другую сторону, севернее, мост в Швецию.

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Желали перейти на шведскую сторону, но с середины моста пришлось возвратиться из-за каких-то совсем озлобленных комаров. Или финские не желали нас отпускать, или шведские — впускать. Совершенно, в этом месте по обе стороны реки-границы достаточно массивные лесные массивы.

Денек 3-ий. Не торопясь в Норвегию!

Утром продолжаем движение по «Northern Lights Route» — трассе Е8. Дорога проходит, а именно, через городок Kilpisjarvi, культурный центр саамов. Они именуют Лапландию Сампи, другими словами «земля саамов». Неподалеку от городка находится неповторимое пространство, в каком сходятся местности 3-х стран: Финляндии, Швеции и Норвегии. Но мы уже идеями в Тромсё, до которого осталось каких-то 170 км. Наша граница наиболее прозаична, отлично хоть, что как-то отмечена:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Фактически сходу окружающая реальность резко изменяется: горы — это… горы. Тормознули перекусить и искупаться в приметном месте на берегу Северного Ледовитого океана:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Там продают разные саамские поделки, шкуры, ножики, и даже государственный деликатес — сушеное оленье сердечко. На одной из фото видно саамский флаг. Ну и как не искупаться в погожий летний день? Водичка + 3 °C, по мелководью до глубины идти длительно и ног просто не ощущаешь:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Денек 3-ий. Финиш. Тромсё.

Центр Тромсё находится на полуострове, въехать в город с континента можно по мосту через Бальс-фьорд:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Иной вариант — тоннель под проливом. Лучше заблаговременно изучить схему движения по тоннелю, имеющему огромное количество ответвлений, и пристально смотреть за указателями, поэтому как скорость в тоннеле не сбросишь при достаточно интенсивном траффе. В центре городка проблематично отыскать бесплатную парковку. Не сходу, но все таки таковую удалось отыскать, пошли гулять по Тромсё:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Кафедральный собор Девы Марии именуют самой северным католическим храмом в мире. Тут он виден:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Фактически все в этом городке припоминает о его исторической и современной связи с морем:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Сначала 1950-х годов за одну зиму в море пропало наиболее 100 китобоев. В память о их грозном труде был установлен этот памятник:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Около Полярного музея:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Монумент одному из самых величавых норвежцев – полярнику Руалю Амундсену, первым достигшем Южного полюса:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

С водой, а означает и с морем, как-то связана и фигура у отеля Amalie:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

А вот эти магазины навряд ли соединены с морской темой, быстрее с какими-то травками:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Ну травки, так травки… Прогуляемся до Arctic-Alpine Botanic Garden – самого северного ботанического сада в мире. Да к тому же бесплатного к тому же. Из центра городка необходимо подняться в горку в сторону обсерватории, обойти ее справа и спуститься вниз уже через сад. Экспозиция разбита на зоны (местная флора, Гималаи, Альпы, Новенькая Зеландия и т.д.), у каждой зоны – большая табличка с описанием на нескольких языках, у всякого растения раздельно – наименования на латыни и норвежском. Всюду проложены дорожки из плоских камешков, по которым можно впритирку подойти к хоть какому цветочку. В общем, все для людей. Это и цветник, и сад камешков, и изыски ландшафтного дизайна, и какая-то непередаваемая словами умиротворенность…

Азалии:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Сон-травка (прострел):

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Примулы:

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Санкт-Петербург - Финляндия - Норвегия: отчет о путешествии на машине

Денежный отчет

Неотклонимые растраты на человека в данной для нас поездке складывались из последующих составляющих:

  • Мед страховка – 400 рублей.
  • Green Card – 833 рублей.
  • Бензин в Рф. Общий литраж 60 л. (полный бак) + 15 л. (канистра) + 20 л. (2-ая заправка опосля расхода от Санкт-Петербурга до границы) = 95 л. х 38 рублей = 3610 рублей. Итого на человека – 1200 рублей.
  • RanuaZooCamping. Палатка/пространство на человека – 15€, палатка/пространство на семейную пару – 17€.
  • Зоопарк Ranua, входной билет – 16€.
  • Кемпинг Harrinivan Hotels & Safaris – 10€.
  • Бензин в Финляндии. Общий литраж 50 л. х 1,6€ = 80€. Итого на человека – 26,7€.
  • Закупка товаров в магазине перед кемпингами – 2 х 20€ = 40€. Итого на человека – 13,3€.
  • Итого, на 1-го члена экипажа потрачено 2433 рублей и 81€. Очевидно, были еще личные доп растраты, а конкретно (на человека плюс-минус):

    • Магазин Duty-Free – 15€.
    • Капучино/чай/плюшки/финская уха/лосось в кафе по дороге, пиво в Тромсё – порядка 20-25€.
    • Сувениры/личные покупки типа футболки либо шапочки с хаски – около 50€.

    Для чувства «ни в чем для себя не отказывать» необходимо еще 100€ на человека. Но, правда все таки в том, что воспоминания за средства не приобретешь за деньги!

    Эдуард Доминов, с благодарностью остальным членам нашего дружного экипажа – устроителю поездки Дмитрию Шахматову и его прелестной супруге Бахар Шахматовой за общую координацию и управление. Фото Дмитрия Шахматова.

    Поделиться :

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector