База знаний

47Views

Поездка на машине по Горному Алтаю: озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, горные река, перевалы, равнина Чулышмана, Менжерок и прекрасные фото.

Вступление

Наши земляки из дальной таежной Сибири полюбили бывать на Алтае. Ворачиваясь, она ведали о стремительных горных реках, о снежных шапках на верхушках, о необычном разнотравье и разном климате в равнинах и горах. И мы с отпрыском Максимом решили двинуться на Алтай (в его горные районы) на нашем старом Ниссане из городка Томска, чтоб разглядеть эту “сказочную страну”.

Запаслись провиантом, прикупили спальники и палатку и двинулись красивым июльским днем в путь. Мы были полны интереса: изумительные пейзажи и приключения ожидали нас в дороге.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Начало пути по Алтаю: вокруг горные массивы, поросшие лесом

Озеро Ая

1-й привал. В природе много умопомрачительных и непонятных явлений, к примеру, теплое озеро Ая на верхушке горы. Теплых озер и рек в горной части Алтая фактически нет. Тут вода прозрачная, а песочек похож на золотой. Небольшой полуостров с беседкой — украшение озера.

Приехали мы вечерком, на озере — солнечный закат, картина просто сказочная. Деньком тут людно, как на пляже в Сочи. В жару все отдыхающие стремились на озеро. Развлечений здесь предостаточно: катамараны, тарзанка, водные горки. Люд забавлялся, кто как мог.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Отдых на озере Ая, небольшой полуостров с беседкой среди озера

Идем поглядеть гору “Чертов коготь”. Идти далековато и высоко в гору, но мы избрали таковой путь. Можно было подняться на лошадях либо внедорожниках. Бугры сверху смотрятся ровненькими грядами, как волны на море, лишь зеленоватые. Река, автотрасса, поселок Катунь — как на ладошки.

Неповторимое пространство, с которого открываются алтайские просторы. Мы на горе «Чертов коготь»

Жили мы два денька на турбазе “Аленушка”. Стоимость за номер — 850 рублей день. Пищу готовили без помощи других. Турбаза больше для домашнего отдыха: отдельные домики на различное количество людей. Мы жили в общем доме, и на выходные заехала новосибирская молодежь. Они веселились всю ночь, а мы на последующее утро продолжили собственный путь.

Чемал

2-й привал. Впереди нас ожидал поселок Чемал, где мы тормознули на два денька в пансионате “Радна”. Пансионат домашний, маленький, были старые семьи и семьи с малеханькими детками. Он предназначен для размеренного отдыха, стоимость тут повыше — 1 200 рублей день со своим питанием.

Как побывать на Алтае и не сплавиться по горной речке? Это мы и сделали. На экстремальный не рискнули, а вот спортивный для нас был самое то. В турагенстве, где ожидали собственной очереди, присутствовала стрессовость: перевернулся катамаран на экстремальном сплаве и пропал один человек, но вроде все обошлось. С нами в путь двинулась подвыпившая молодежная команда. Они веселились во всю, не слушая команды инструктора.

У меня началась паника, впереди слышался серьезный шум воды: 1-ый порог. Здесь молодежь мало протрезвела. 1-ый порог мы преодолели: нас подкидывало, крутило в водоворотах, несло на камешки. Вообще, кому нужен адреналин — это то, что нужно.

Рафтинг по реке “Катунь”

На размеренных участках Катуни, где не было течения, инструктор говорил нам местные легенды и истории. Было весьма любопытно. А запахи воды, разнотравья, потоки то теплого, то прохладного воздуха приводили в состояние умиротворения. Полюбовались природой и преодолели с шальной командой 4 порог.

Прохладная краса горной реки

Полуостров Патнос и Чемальскую ГЭС разглядели с расстояния. Много туристов, всюду очереди, пристально изучить и проникнуться местным духом не удалось. Ну и хорошо, все охватить нереально.

Каракольские озера

3-й привал.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Каждое из Каракольских озер неповторимо и не похоже на другие. Всего их семь, у всякого — своя легенда

Этот поход был весьма томным. Необходимо было в 37-градусную жару подняться по крутому склону 8 км. Это не для слабаков. Часть нашей команды стала задыхаться и отставать.

Но лучше все узреть самим, чем учить фото

Если вы отважтесь на этот маршрут, треньтесь заблаговременно, чтоб сердечко и легкие работали, как часы. Поднявшись и оставшись без сил, нам было уже не до красот Каракольских озер. Пообедали мы под запятанным навесом с заглавием ООО “Олимп”.

Далее началась экскурсионная поездка. Гид говорил нам легенды о 7 озерах. Я не веровала, что у меня хватит сил дойти до седьмого озера. Мы с отпрыском застыли, как вкопанные, когда узрели, что у крайнего озера расположился реальный ледник. Не задумываясь, вся команда ринулась купаться с ледника. От холода стучали зубы, но это было классно!

Путешествие по горному Алтаю на машине

Крайнее озеро, с которого спускается ледник

Так как спуститься вниз я не могла, то мы условились съехать с горы с водителем ГАЗ-66 за 500 рублей с всякого. Дороги не было совершенно, машинка шла юзом, висла над обрывом, пересекала речушки. Про себя я задумывалась, что лучше бы спустилась сама. Было весьма жутко. Борясь с приступом тошноты, вся в синяках и с разбитой головой, я выпрыгнула из машинки у основания горы. Не верилось, что мы остались живые. И я с умилением смотрела на водителя и его чудо-машину.

Река Чибитка

4-й привал. По Чуйскому тракту мы двигались к границе с Монголией. За перевалом Семинским и Чике-Таман начался горный Алтай. Туристов уже не настолько не мало, несколько раз попадались машинки с томскими номерами, мы радовались им, как родным.

Население, в главном, алтайцы. Во дворе всякого дома стоит к тому же аил (государственный дом), где варят баранину в больших санах на костре. Район скотоводческий. Не достаточно кто из алтайцев садит огороды, они делают огромные огораживания у домов для того, чтоб пасти скот. У неких есть фруктовые сады.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Аил – национальное жилье алтайцев, которое есть у всякого во дворе

За селом Чибит нас достигнула ночь, мы устроились на привал. Отыскали местечко меж гор, развели костер, сварили лапшу с тушенкой, заварили чай на травках. Рядом шумела река Чибитка. Пространство, по правде сказать, дикое. Вокруг — тишь и горы, и звездное небо над головой. Таковых больших звезд я больше не встречала нигде. И комаров с мошкой нет, а в родных местах – просто заедают.

Река Чибитка: малая, но весьма гулкая

Перевал Кату-Ярык, равнина Чулышмана

Утром настроение было облачным, как и небо, покрытое темными тучами. Дорога была грунтовая, а путь лежал по высокогорью. Сбоку осталось тихое, мрачное озеро, которое считается мертвым, потому что содержит соли ртути. Машинки навстречу не попадались. У меня было странноватое чувство, что мы двигались “в никуда”.

А вот и край равнины реки Чулышман. Нашему восхищению не было предела — ни одна фото не передаст этот простор, эту красоту. В ущелье меж гор лежала равнина. Там лупили водопады, шумела река, все было закутано зеленью, которая росла меж камешков. А у нас над головами — облака. Кажется, протяни руку и дотронешься до мягенькой “белой ваты”.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Один из водопадов в равнине Чулышман

Подъехали туристы из Москвы. “Мы специально приехали сюда, чтобы посмотреть самый мощный водопад — Учар, — объясняет хозяин машины. — Повидал за жизнь много, уникальные есть уголки. В России так много красивых мест!”.

Просторы, каких не узреешь в остальных местах

3,5 км идет спуск по перевалу, на котором 9 поворотов. Дорога узенькая и колесо машинки идет по самому краю. Высота — 1200 метров. Вниз глядеть не рискую, лучше бы пошли пешком. Понизу несколько турбаз, которые держат алтайцы. Палатку поставили, но в ней нереально горячо. Идем к реке Чулышман и засыпаем там. Слышу через сон, как шелестят деревья и шумит горная речка.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Навесной мост, с которого местные мальчишки прыгают в ледяную воду Чулышмана

Равнина — спокойное пространство: хоть сюда и спускаются машинки, но людей не настолько не мало. Цены за ночевку в палатке на турбазе — 250 рублей, в домике — 500. У местных обитателей нет ни связи, ни магазинов, а в зимнюю пору и с дорогой неувязка. Тут есть навесные мосты, много водопадов, “каменные грибы”. Неповторимое пространство!

Как не искупаться в горной речке. Хоть вода ледяная, но забавно!

Хотя туристов не достаточно, мусора хватает всюду. К огорчению, на протяжении нашего маршрута мы лицезрели, что почти всех гостей-туристов не тревожит чистота: кидают мусор, исписывают горы, делают наскальные картинки, как древнейшие люди. “Здесь был Вася!”. Какую память ты оставил о для себя, Вася?

Местному популяции обожать туристов особо не за что. Разве кому понравится, когда захламляют такие прекрасные места, где ты живешь? Пройдет с десяток лет, и прекрасная природа перевоплотиться в помойку. Алтай пока выручают малопроходимые дороги, огромные просторы и слабенький сервис, который организуют, в главном, частники.

Манжерок

6-й привал. Всю ночь в равнине лил дождик, спасая пересохшую равнину от жары и пыли. Он дробно стучал по палатке, призывая ко сну. Но сна не было — я задумывалась, как мы поднимемся по таковой крутой дороге опосля дождика.

К утру подъем на перевал становится малопроходимым, нас вытаскивал трактор. “Максим, ты должен двигаться след в след и никакой самодеятельности!, — учит алтаец Рустам. Выбравшись, возвращаемся домой этим же маршрутом.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Презжаем “Красные ворота”, где ртутные соли окрасили горы в красноватый и багровый цвета

Пытаемся отыскать ночевку в Манжероке. Вроде и объявлений много, а заночевать негде. Впереди выходные, и все занято либо забронировано заблаговременно. Сюда движутся отдыхать новосибирцы: машин море, цены за ночь заламывают, как в 5-звездочном отеле. С нас запросили по 2000 с всякого за ночь. Естественно, вялые люди, проделавшие большенный путь, соглашаются и на это.. Но лишь не мы.

Мы опять мужественно ночуем в палатке, которую ставим меж турбазой “Манжерок” и коттеджами на берегу Катуни. Питаемся остатками нашего провианта — лапша с тушенкой уже не вызывает экстаза. Вокруг неистовствует р.Катунь и выпившие отдыхающие. И я думаю: где спокойнее — в лесу, где гуляют одичавшие звериные, либо в окружении подвыпивших туристов? Таковая давно ожидаемая тишь наступает лишь в три часа ночи.

А вот и утро. Путешествие подступает к концу. Мы движемся к Горно-Алтайску, Новосибирску и нашему родному Томску. Горы остаются сзади, стремительно изменяется пейзаж. Я изучаю книжку — это наш маршрут на последующий год “Путешествие к горе Белухе”. Поселился в душе моей Алтай, и я понимаю людей, которые отдыхают тут любой год. Главная вода, горный воздух, удивительные пейзажи — что быть может лучше? Хочешь, просто лежи на солнышке и услаждайся природой, хочешь — путешествуй и открывай себе что-то новое.

Путешествие по горному Алтаю на машине

Никогда не запамятовать горные речки с незапятанной водой и их бурлящие потоки

Советы туристам

• Прокладывайте и продумывайте собственный маршрут заблаговременно. Если желаете тормознуть на турбазе на день-на два, то звоните и договаривайтесь. В разгар сезона мест не отыщите.
  • Приобретите не только лишь карту дорог либо путеводитель, да и прочитайте о тех местах, где желаете побывать, по другому проедете просто мимо и ничего увлекательного не узнаете.
  • Не кидайте мусор, в особенности пластик. Засорять такие прекрасные места — это грех. Сберегайте природу и умопомрачительный край.
  • Если оказываетесь в отдаленном либо недоступном месте, где нет магазинов, похлопочите о провианте заблаговременно. Мы с Максимом остались фактически без пищи, спустившись в равнину Чулышмана.
  • Нам поездка на машине, с учетом, что мы два раза останавливались на турбазах, обошлась в 35 000 рублей (продуктовая корзина — своя). Согласитесь, это не так недешево, чтоб набраться новейших воспоминаний.
  • Бородина Ира Борисовна.